Переработка отходов в Челябинской области в условиях меняющегося законодательства стала темой совещания, которое состоялось в Миассе. Место проведения было выбрано неслучайно — в сентябре здесь пройдет круглый стол, организатором которого выступает Южно-Уральская торгово-промышленная палата. Руководители отходоперерабатывающих компаний - участники Союза предприятий по сбору и переработке отходов производства и потребления УрФО обсудили актуальные проблемы отрасли и пути их решения.
Новые реалии в области обращения с отходами, которые нас ждут в ближайшем будущем, по-прежнему вызывают жаркие споры, но уже совершенно очевидно, что изменения грядут. С 2016 года коренным образом изменится структура полномочий в области обращения с отходами. В частности, предусматривается, что сбор, транспортировка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТБО на территории субъекта РФ будет осуществляться региональными операторами в соответствии с двумя основополагающими документами: региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Регулирование практической деятельности в области обращения с ТБО будет осуществляться региональным оператором или оператором, которые определяются по итогам конкурсного отбора на срок не менее 10 лет. Следует заметить, что региональный оператор может быть не один, а несколько, в зависимости от концепции региональной политики. Разработка критериев по отбору операторов и проведение конкурсов возложены на субъекты РФ.
Готова ли Челябинская область к таким изменениям и что необходимо сделать, чтобы обеспечить эффективную реализацию этого процесса? По мнению директора АО «Южно-Уральский специализированный центр утилизации» В. В. Воскобойникова, информация из открытых источников позволяет сделать вывод, что в Челябинской области процесс идет ни шатко, ни валко. На сегодняшний день в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) зарегистрированы лишь 3 полигона в Челябинской области (для сравнения: в соседнем Пермском крае таких 8, в Свердловской области — 19). При этом строительство высокотехнологичных полигонов в рамках концессионного соглашения планируется лишь в 2 городах — Челябинске и Магнитогорске. Очевидно, что здесь сказывается отсутствие территориальной схемы и региональной программы обращения с отходами в Челябинской области.
Генеральный директор АО «ВторКом» Р. И. Рузбин справедливо отметил, что те, кто имеет многолетний опыт переработки отходов и имеет отличное представление о существующих проблемах и о том, как организовать эффективную систему по комплексному обращению с отходами, почему-то остаются не у дел. Так, в настоящее время Министерство экологии ведет работу по поиску инвестора для создания инфраструктуры по сбору и переработке ТБО на юге Челябинской области (Магнитогорск, Верхнеуральск, Агаповский район), но специалисты-переработчики в этот процесс не вовлечены. Они не располагают информацией, есть ли в Челябинской области территориальная схема обращения с отходами, комплексная программа по обращению с отходами — основополагающие документы для реализации ФЗ-89. Неизвестно и о том, ведется ли правительством Челябинской области работа по организации субсидирования отходоперерабатывающих предприятий по тем видам деятельности, по которым введен утилизационный сбор.
По итогам совещания было принято решение о том, что необходимо срочно начать работу. Для этого, по мнению В. В. Воскобойникова и всех участников совещания, в первую очередь, детально изучить существующее положение дел в области обращения с отходами и определить основных участников этого рынка. Кроме того, при Министерстве экологии, Министерстве строительства и инфраструктуры Челябинской области целесообразно сформировать рабочие группы по выполнению ФЗ № 458 от 29.12.14 г. В состав этих рабочих групп должны войти не только представители органов исполнительной власти, но и переработчики, осуществляющие ежедневную практическую деятельность.